Микрозаймы – один из немногих видов бизнеса, которые окупаются в считанные месяцы. Неудивительно, что многие стремятся открыть МФО и зарабатывать на этом солидные деньги. Для предпринимателей, решивших осваивать сферу микрокредитования есть два пути: организовать бизнес с нуля или приобрести франшизу микрозаймов.
Франчайзинг – особая стратегия развития бизнеса, когда новые партнеры привлекаются путем продажи прав на использование торговой марки. При этом новый бизнес получает раскрученное имя и поддержку на этапе становления, а сама МФО – новую точку продаж и дополнительный доход в виде цены франшизы.
Подобные предложения есть у многих компаний. На первый взгляд, франшиза по выдаче микрозаймов выглядит весьма привлекательно. Стоит разобраться, в чем преимущества и недостатки стратапа под эгидой раскрученной МФО.
Преимущества:
- нет необходимости раскручивать новую компанию, выстраивать положительный имидж;
- предоставляются готовые схемы работы, маркетинга, скоринга;
- помощь при взыскании долгов – нередко этот аспект работы полностью остается за франчайзером, партнеру остается лишь передавать ему плохие долги;
- юридическое сопровождение на первоначальном этапе работы.
Недостатки работы по франшизе:
- контроль со стороны «материнской» организации, который выливается в многочисленные требования относительно организации работы, методов привлечения клиентов и других аспектов, вплоть до специфики оформления документов и униформы специалистов;
- дополнительные расходы: стоимость франшизы сейчас начинается от 150 000 рублей (разовый взнос) плюс на первоначальном этапе придется отдавать некоторый процент от доходов (порядка 5-10%);
- некоторые компании предъявляют требования относительно первоначального капитала франчайзи, и планка может составлять 2-3 миллиона рублей, что под силу далеко не всем;
- негативный имидж франчайзера может существенно влиять на партнеров, и сделать с этим что-то очень сложно.
Статья в тему: Как заработать на микрокредитах
Как открыть микрозаймы по франшизе
Для того, чтобы приобрести франшизу на открытие микрозаймов, необходимо сначала создать юридическое лицо и зарегистрировать его в качестве МФО. Франчайзеры работают с компаниями, готовыми к вхождению на рынок. Соответственно, вам необходимо получить свидетельство о регистрации ЮЛ (чаще всего используется форма ООО), открыть расчетный счет, зарегистрироваться в различных социальных фондах, набрать штат сотрудников и, самое главное, получить лицензию на ведение микрофинансовой деятельности. В качестве оной выступает регистрация в государственном реестре МФО. Без регистрации в нем выдавать микрозаймы компания не имеет права.
Подготовив почву, можно приступать к поискам партнеров. Здесь стоит отталкиваться в первую очередь от имиджа организации, во вторую – от условий продажи франшизы, в третью – от специфики целевой аудитории. При выборе партнера следует тщательно оценить следующие ключевые моменты:
- успешность компании-франчайзера;
- срок окупаемости бизнеса;
- риски банкротства фирмы;
- количество проданных франшиз и успешность работы франчайзи;
- способы проверки заемщиков и работы с должниками;
- характеристики условий кредитования;
- уровень спроса на услуги МФО в вашем регионе.
Только после тщательного анализа этих аспектов можно сделать разумный выбор.
Далее вы заключаете договор и оплачиваете первый взнос. После этого последует обучение, причем пройти его придется как руководству компании, так и рядовым сотрудникам.
Структура услуг франчайзера зависит от пакета, который приобретает новая компания. Как правило, чем выше первый взнос, тем на больший объем помощи можно рассчитывать. К примеру, в расширенный пакет может входить программное обеспечение, услуги по обучению, услуги службы взыскания или выкупа плохих долгов, полноценная юридическая и информационная поддержка, помощь в покупке оборудования в соответствии со стандартами работы организации и законодательства, рекламные услуги и так далее.
Затраты
Бизнес по франшизе или бизнес с нуля по первоначальным затратам примерно равны. Но в первом случае работать несколько проще – всегда есть к кому обратиться за помощью.
При организации бизнеса с нуля основные расходы составят:
- аренда офиса;
- покупка оборудования (техники, мебели, расходных материалов);
- оплата труда персонала;
- реклама;
- средства для выдачи займов.
При покупке франшизы к первоначальным затратам добавится стоимость франшизы, но можно смело убрать затраты на рекламу, юридическое и информационное сопровождение. При этом окупаемость может оказаться в разы выше. При раскрутке МФО с нуля вам может потребоваться несколько месяцев для получения прибыли. При покупке франшизы сроки сокращаются до 2-3 месяцев.